Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

30.05.2001 12:09 | Правда | Администратор

Укрепляется ли безопасность стран СНГ?

Договор о коллективной безопасности в действии 

25 мая в Ереване прошло заседание Совета коллективной безопасности (СКБ). Договор о коллективной безопасности стран СНГ был подписан еще в 1992 году и вначале в него входили девять стран Содружества. Впоследствии их число сократилось до шести: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В столице Армении участники СКБ договорились о создании и формировании сил быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе и подписали соответствующий протокол. Эта договоренность касается, однако, не всех стран СКБ, а только России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Создаваемые силы быстрого развертывания имеется в виду применять в том случае, если одной из стран упомянутой "четверки" потребуется помощь в отражении экстремистских сил. Все процедуры по созданию этих сил предполагается завершить до июля -- августа этого года.

Численность СБР может составить до полутора тысяч человек. Вначале в их состав будет выделено по батальону, затем -- по бригаде от каждой страны- участницы. Россия выделит для СБР части 201-й дивизии, которая дислоцирована в Таджикистане. Координационный штаб СБР разместится в Бишкеке. В него войдут по два представителя от каждой из стран "четверки". В подписанных протоколах оговорены названия конкретных подразделений и места их дислокации. Решения о применении сил будут приниматься главами государств при согласии просящей помощи страны, и это решение не требует одобрения парламентами. Финансирование будет осуществляться странами, которые выделяют контингенты.

Таким образом, сделан важный шаг в направлении создания системы коллективной обороны государств-участников в случае вооруженной агрессии против одного из них. Пока что с опасностями международного терроризма, экстремизма и наркотрафика непосредственно сталкиваются Таджикистан, Киргизия и Россия. Но со временем эти опасности могут угрожать и другим странам СНГ. Поэтому следующим шагом может стать создание объединенной группировки и создание единого механизма управления силами быстрого развертывания на двух других направлениях -- восточноевропейском (Россия -- Белоруссия) и кавказском (Россия -- Армения) и расширение военно-технического сотрудничества между ними.

Как подчеркнул В.Путин, этот процесс должен сопровождаться углублением военно-технического сотрудничества между ними, и правила этого сотрудничества будут отличаться от правил, действующих в отношении других государств, в том числе и в области ценовой политики при продажах оружия. Это было понято таким образом, что Россия будет готова поставлять вооружения странам-членам ДКБ по более низким ценам, чем другим странам.

В рамках СКБ состоялось ряд двухсторонних встреч с президентами Армении, Киргизии и Таджикистана. Как полагают, при встрече с Р.Кочаряном обсуждался вопрос участия России в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В.Путин на итоговой пресс-конференции сообщил, что посреднические усилия России как члена Минской группы ОБСЕ активизировались, но подчеркнул, что Москва не намерена оказывать какое-либо давление на Ереван или Баку, а готова лишь выступать гарантом договоренностей между Арменией и Азербайджаном.

Надо сказать посреднические усилия, предпринимавшиеся в последние месяцы Францией и Соединенными Штатами с целью урегулирования нагорно-карабахского конфликта, не дали результатов. В начале марта в Париже при посредничестве президента Жака Ширака состоялась встреча Г.Алиева с Р.Кочаряном. На встрече обсуждались вопросы статуса НКО, проблема беженцев, Лачинского коридора, однако каких-либо подвижек не произошло. В начале апреля в г. Ки Уэст, во Флориде, при посредничестве госсекретаря США Г.Алиев и Р.Кочарян встретились вновь, но эта встреча оказалась столь же безрезультатной, как и встреча в Париже.

 Новая военная доктрина США: миф или реальность?

 Со времени прихода в Белый дом новой администрации США не прекращались разговоры о новой военной доктрине США. Эта тема обсуждалась не только в связи с предложением Буша о создании национальной системы противоракетной обороны, но и самостоятельно. Особенно активно по этому вопросу выступал в последние месяцы министр обороны Дональд Рамсфилд. Он учинил форменную ревизию военной доктрины Соединенных Штатов, включая оценку роли различных видов вооружений, оценку новых угроз безопасности США в мире, условия жизни военнослужащих и другие аспекты. Рамсфельд, в частности, поведал, что США намерены отказаться не только от стратегии ядерного сдерживания, но и от концепции ведения одновременно двух больших войн, скажем в Персидском заливе и на Корейском полуострове. Рамсфельд также сообщил, что численность вооруженных сил США, которая сейчас составляет один миллион 450 тыс. человек, предполагается сократить на одну треть. Задача, по его словам, состоит в том, чтобы сделать вооруженные силы США более технологичными и способными проецировать военную силу на любую точку земного шара.

Было заранее разрекламировано выступление президента Дж. Буша по вопросу о военной доктрине США в военно-морской академии в гор. Аннаполис 25 мая. Американские СМИ предсказывали, что Буш изложит в этом выступлении военную стратегию своей администрации -- стратегию XXI века. Однако экспертов и наблюдателей ждало разочарование. Буш высказал лишь самые общие замечания по поводу тех изменениq, которые он намерен провести в вооруженных силах. Он ограничился высказыванием о том, что необходимо создать более мобильные силы, оснащенные самым современным оружием.

Президент признал, что он понял, насколько не просто проводить изменения, когда они касаются военного комплекса. "Изменение курса наших вооруженных сил, -- сказал он, -- можно сравнить с изменением курса огромного военного корабля". Президенту вторил Рамсфельд. Он стал говорить на встречах с журналистами, что процесс перемен в вооруженных силах будет сложным, и старательно уходил от ответов на вопросы о том, какова будет численность вооруженных сил США, какие задачи будут они выполнять, как будет строиться система прохождения военной службы и другие.

В чем же дело? Почему администрация Буша пошла на попятную и подвесила вопрос о военной реформе? Видимо, первоначальные планы Белого дома в этой области столкнулись с интересами различных военно-промышленных концернов. Ведь в данном случае идет борьба за военные заказы, за дележ бюджетного пирога. Производители различных видов вооружений включились в эту борьбу. Каждый из них хочет получить свою долю военных заказов, и односторонняя ориентация администрации, скажем, на космические вооружения, не может удовлетворить поставщиков обычного оружия для армии, флота или ВВС. К тому же изменилась и расстановка сил в Сенате, где республиканцы утратили большинство, после того как сенатор Джеймс Джеффордс ушел из Республиканской партии и объявил себя независимым. Это означает, что теперь и руководство в ведущих комитетах Сената, таких, как комитет по иностранным делам и комитет по вооруженным силам, перейдет к демократам. Теперь администрации Буша будет гораздо сложнее проводить через сенат военные ассигнования, особенно если демократы усмотрят в них изоляционистские тенденции.

 Зачем Чубайс отправился за океан? 

Видимо, не случайно глава РАС "ЕЭС России" А.Чубайс отправился на той неделе в Вашингтон и вернулся оттуда как раз к началу учредительного съезда Союза правых сил. Его поездка в столицу США последовала через три дня, после того как правительством был одобрен план реструктуризации РАО, предложенный Чубайсом и слегка подправленный Грефом. Между тем, на рассмотрение правительства было представлено 13 вариантов плана реформы. Согласно чубайсовско-грефовскому плану, рассчитанному на восемь лет, распределительная сеть электроэнергетики останется в собственности государства, а генерирующие мощности будут приватизированы.

Нельзя без иронии воспринимать то, что в роли наиболее последовательного критика реформы РАО выступает не кто иной, как советник президента по экономическим вопросам А.Илларионов. Последний признает, что план Чубайса-Грефа отвечает интересам лишь нынешнего менеджмента РАО "ЕЭС". "Можно приводить бесконечное количество примеров, подтверждающих то, что решение, предложенное Минэкономразвития с небольшой ретушью, является решением, удовлетворяющем только одну заинтересованную сторону -- менеджмент РАО, -- заявил Илларионов 24 мая. -- Интересы всех других заинтересованных сторон, прежде всего государства, негосударственных акционеров, инвесторов -- нынешних и будущих, регионов, потребителей и производителей -- эти интересы не учитываются".

Другим критиком плана Чубайса-Грефа является директор института глобализации М.Делягин. Он указывает на полное отсутствие финансовой прозрачности в реформируемой РАО. В этих условиях корпорация может просто шантажировать потребителей и вырубать свет целым регионам, если ей не будет позволено произвольно повышать тарифы. Согласно действующему уставу РАО, главной задачей корпорации является получение прибыли. Между тем, как любая естественная монополия, РАО "ЕЭС" должна производить не прибыль, а создавать благоприятные условия для успешного функционирования остальной экономики. Таким образом подчинить РАО лишь задаче получения прибыли - значит, убить национальную экономику.

Илларионов напоминает, что президент Путин советовал правительству решать проблему РАО по уму и учитывать при этом рекомендации комиссии Госсовета, возглавлявшейся губернатором Крессом. А Касьянов, Чубайс и Греф решили ее не по уму, а по закону аппаратных игр, которым, по словам Илларионова, Чубайс владеет в совершенстве. Мы видим, что советник президента принимает россиян за наивных дурачков. Неужели можно поверить в то, что президент не может справиться со своим собственным аппаратом? Как получилось, что вариант реформы, предложенный комиссией Кресса, которому якобы симпатизировал президент, вообще не рассматривался правительством? Илларионов так объясняет это странное обстоятельство: президент считает, что ответственность за осуществление реформы несет правительство, и оно имеет полное право принимать то решение, которое считает нужным. Получается как в английской поговорке: хвост вертит собакой. Кто может поверить в такую чушь? Ведь ответственность за разрушительные последствия реформы РАО по Чубайсу все равно будет нести президент Путин, и ему вряд ли удастся свалить эту ответственность на Касьянова.

Вернемся, однако, к поездке Чубайса в Соединенные Штаты. Формальным предлогом для поездки явилось выступление Чубайса на конференции деловых кругов, организованной Фондом Карнеги. Чубайс выступил на конференции с докладом об экономическом и политическом положении России. Он обрисовал события последних 10 лет в России как подлинную революцию, коренным образом изменившую социальную и политическую обстановку в стране. Чубайс заверил аудиторию, что Россия и дальше будет развиваться по пути рыночных реформ. В Вашингтоне он был принят вице-президентом Диком Чейни и имел с ним 45 минутную беседу. Добиться встречи с вице-президентом Чубайсу помогли его американские дружки бывший министр финансов Ларри Саммерс и бывший зам. госсекретаря Строуб Тэлботт. Окружение Чейни оправдывало его встречу с Чубайсом чисто деловыми соображениями. Чейни ведает в администрации вопросами реформы энергетики.

Однако советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс и министр финансов Пол О`Нил уклонились от встречи с Чубайсом. Российские олигархические СМИ утверждали, что Чубайс якобы в очередной раз выступил в роли связующего звена между Кремлем и Белым домом и готовил почву для предстоящей встречи Путина с Бушем в Любляне. Но это явное преувеличение, эту задачу вполне успешно выполнил И. Иванов, которого принимали в Вашингтоне на гораздо более высоком уровне. Наблюдатели полагают, что подлинной причиной вояжа Чубайса в США было получить американскую поддержку правым силам России в лице реформируемого Союза правых сил. СПС на своем съезде, как мы видели, заявил, что рассматривает США как союзника и видит свою задачу в том, чтобы "замкнуть северное кольцо", куда, по словам Хакамады, входит Европа, Россия, Япония и Северная Америка. Итак, СПС привязывает Россию к т.н. "золотому миллиарду" и противопоставляет остальному миру.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList