27.05.2003 12:13 | Правда | Администратор
ВАШИНГТОН ДОДАВИЛ МОСКВУ, ПАРИЖ И БЕРЛИН
22 мая Совет Безопасности ООН после двухнедельного обсуждения принял проект резолюции о послевоенном устройстве Ирака, предложенный США и Англией. Чтобы заручиться согласием на этот проект со стороны Москвы, Парижа и Берлина, Вашингтон был вынужден внести в проект некоторые поправки, которые в какой-то степени учитывали интересы России, Франции и Германии. Однако эти поправки не носят принципиального характера и не отменяют того основного факта, что решающую роль в определении судьбы послевоенного Ирака будут решать оккупационные власти. Вместе с тем принятие резолюции 1483 формально означает возвращение иракского вопроса в ооновское правовое поле и признание того, что США и Англия одни, без помощи ООН, не могут справиться с ситуацией в Ираке.
Резолюция отменяет режим санкций против Ирака, введенный в августе 1990 года, после вторжения иракской армии в Кувейт. Остается только эмбарго на поставки оружия. Она разрешает экспорт иракской нефти и использование доходов от экспорта нефти для послевоенного восстановления страны. Однако контроль над этим будут осуществлять США и Англия. Резолюцией фактически узаконивается присутствие американо-английских войск на территории Ирака, ибо на оккупационные власти возлагается ответственность за положение в стране. Россия, Франция и Германия, которые ранее заявляли, что без санкции Совбеза война против Ирака является не легитимной, теперь признали легитимность оккупации, которая есть следствие этой войны. Странная логика, не правда ли?
В резолюции формально признается роль ООН в послевоенном устройстве Ирака. Это отражено в трех положениях. Во-первых, Генеральному секретарю ООН дается мандат назначить своего представителя в Ираке. Кофи Аннан уже назначил в качестве такового бразильца Жозе Виера де Мелло, который является верховным комиссаром ООН по правам человека и останется на этом посту. Его главной задачей будет координация гуманитарной деятельности в Ираке. Полагают, что он будет иметь непосредственный выход на все иракские политические силы и на соседей Ирака и сможет оказывать некоторое влияние на процесс формирования нового иракского правительства, но какое именно — неизвестно. Во-вторых, в резолюции отводится некоторая роль инспекторам ООН по разоружению из специальной комиссии Совбеза ЮНМОВИК и инспекторам МАГАТЭ. Они должны проследить за окончательным разоружением Ирака и через две недели представить СБ свой первый доклад по этому вопросу. Этот доклад должен отражать и усилия самой коалиции в этой области. Как известно, основным предлогом для начала войны с Ираком был поиск и уничтожение ОМУ, однако американцы так его и не нашли. В-третьих, представители ООН, МВФ и Всемирного банка будут участвовать в контрольном органе, который создается при фонде развития Ирака, предусмотренном резолюцией. Туда войдут и представители Арабского фонда социального и экономического развития. Сам фонд будет состоять в основном из представителей иракского правительства, когда оно будет создано. А пока им будут заправлять представители американской военной администрации Ирака.
Однако выполнение положений резолюции СБ, касающихся ООН, будет зависеть от воли и расположения американских оккупационных властей. Генсек ООН Кофи Аннан в своем выступлении на заседании СБ прямо подчеркнул, что эффективность работы ООН в отводимой ей областях будет зависеть от того, насколько силам коалиции удастся обеспечить безопасность и правопорядок в стране.
Похоже, что для России главным достижением является то, что в резолюции СБ зафиксировано положение о поэтапном продлении еще на шесть месяцев гуманитарной программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Министр иностранных дел России И. Иванов на этом основании полагает, что резолюция обеспечивает участие России в восстановлении Ирака через долгосрочные инвестиционные программы. «Гуманитарная программа, как иногда именуют программу «Нефть в обмен на продовольствие», — заявил он, — в реализации которой участвуют некоторые российские компании, будут свертываться постепенно в течение 6 месяцев, что должно обеспечить интересы этих компаний». О каких долгосрочных проектах может идти речь, когда программа продлевается всего на 6 месяцев? К тому же будет реализовываться только та часть программы, которая предусматривает поставки медикаментов и продовольствия. А российские компании поставляли в основном оборудование. Москва также делает акцент на том, что урегулирование проблемы иракского долга будет происходить в соответствии с международными нормами, в том числе через механизм Парижского клуба.
США показывают, кто в Ираке хозяин
Не прошло и 24 часов после принятия резолюции 1483, как стало ясно, кто в Ираке настоящий хозяин. Без каких-либо консультаций со спецпредставителем Генсека ООН временная американская гражданская администрация Ирака, которую возглавляет Пол Бремер, объявила о роспуске иракских вооруженных сил и спецслужб, в том числе элитной национальной гвардии, а также о роспуске полувоенных формирований, таких, как «Львята Саддама». Распущены также Национальное собрание Ирака, суды всех инстанций, министерства обороны и информации, Олимпийский комитет Ирака, который возглавлял сын Хусейна Уэддей. Роспуск иракской армии и других государственных институтов Ирака изображается оккупационными властями как первый шаг в учреждении того, что называется «новой иракской силой самообороны». Регулярная армия, ВМФ и ВВС Ирака насчитывают в своих рядах около 400 тыс. человек. Вместе со служащими других распущенных государственных учреждений число оставшихся без работы людей превышает полмиллиона человек. Надо полагать, что часть этих людей вольется в ряды сопротивления.
На днях было объявлено, что оккупационные власти скоро начнут платить жалованье более миллиону служащих государственного сектора, но пока выплачена зарплата лишь нескольким сотням рабочих электростанций в Багдаде. Между тем процесс формирования правительства Ирака явно затягивается. Пол Бремер заявил, что совещание представителей политических партий Ирака, которое должно заняться этой проблемой, откладывается до июля. Очень медленно идет процесс формирования местных органов власти. Предпринимавшиеся неоднократно попытки создать городской совет Басры так и не дали желаемых результатов. Объявлено о планах выборов в городской совет нефтяной столицы Ирака — гор. Киркука. Этот город имеет очень сложный этнический состав. Там проживают арабы, курды, ассирийцы и туркоманы. Имеется в виду, что каждая группа изберет по 300 делегатов, а те, в свою очередь, изберут по 6 представителей в городской совет. Кроме того, в совет войдут 6 представителей оккупационных властей.
Английская газета «Файнэншл таймс» писала 23 мая: «США склонны полагать, что с того момента, как они выиграли войну, они могут диктовать любые условия мира в Ираке. Но это не так... Союзники подотчетны ООН в качестве опекуна и гаранта того, что у иракцев скоро появится представительное, всенародно избранное правительство. В состоянии ли ООН на деле гарантировать подотчетность США? Скорее всего нет. Эта иракская авантюра остается крайне рискованной».
Явится ли «восьмерка» форумом примирения между США, Россией, Францией и Германией?
Почти единодушное принятие Советом Безопасности резолюции по Ираку (за нее проголосовало 14 членов Совбеза, Сирия не участвовала в голосовании) было истолковано наблюдателями, как кончина «антивоенного фронта» России, Франции и Германии. Следующим этапом в деле преодоления трансатлантического раскола должна явиться встреча 1 — 3 июня во французском городе Эвиане наиболее мощных стран мира, входящих в т. н. «восьмерку», — США, Англии, Франции, Германии, Японии, Италии, Канады и примкнувшей к ним в качестве члена второго сорта России. Россия еще полностью не интегрирована в финансово-экономические структуры этого элитного клуба. Они пока действуют в формате «семерки». Некоторые мировые агентства продолжают упорно называть «восьмерку» «семеркой». Это неудивительно, если учесть, что ВВП на душу населения в странах «семерки» составляет 23 — 30 тыс. долларов, а в России — чуть больше 2 тыс. долларов. Степень участия России в мировых финансовых делах соответствует ее экономическому весу.
Как водится, встрече «восьмерки» на уровне глав государств и правительств предшествовали встречи министров финансов и министров иностранных дел. Министры финансов встречались во французском городе Довиле 17 — 18 мая. Во встрече принял участие и вице-премьер России и министр финансов А. Кудрин. Он сидел, если так можно выразиться, на приставном стуле и в обсуждении некоторых вопросов не участвовал. Между тем за его спиной обсуждались и решались такие важные для России вопросы, как предоставление Ираку рассрочки по выплате внешнего долга до 2004 года и судьба контрактов, заключенных прежним иракским правительством на разведку нефтяных месторождений.
А 23 мая в Париже собрались министры иностранных дел стран «восьмерки». На встречу прибыл и торжествующий победу государственный секретарь США Колин Пауэлл. Это был первый визит американского должностного лица такого уровня во французскую столицу со времени начала кризиса в отношениях между Вашингтоном и Парижем, вызванного войной в Ираке. Наблюдатели заметили, что Пауэлл имел 45-минутную беседу с министром иностранных дел Франции Домеником де Вильпеном, и это было воспринято, как признак того, что этот кризис идет на спад после того, как Франция проголосовала за резолюцию СБ по Ираку. Было также отмечено, что Пауэлл не встретился в таком формате ни с кем из своих коллег по «восьмерке». Полагают, что встреча между ними способствовала ослаблению напряженности между Парижем и Вашингтоном, залечиванию ран, нанесенных этим отношениям кризисом вокруг Ирака. Тем не менее Пауэлл дал ясно понять, что отношения между США и Францией все еще напряженны, и холодок между ними будет чувствоваться еще некоторое время.
Россия — место и роль при американском льве?
Министры иностранных дел «восьмерки» основное внимание уделили преодолению политических, военных и экономических последствий войны в Ираке. Разумеется, что «победители» — США и Англия — диктовали свои условия «побежденным» — России, Франции и Германии. Вместе с тем они стремились по мере возможности преодолеть раскол между «старой Европой» и Новым Светом. И это им в какой-то степени и на какое-то время удалось. Но глубинные противоречия между США и Германией и Францией остались. Крупнейшие европейские державы не могут примириться с тем, что Соединенные Штаты бросили вызов всему миру и в открытую добиваются господства над ним.
Характерны в этом отношении рассуждения автора статьи в последнем номере германского еженедельника «Цайт». Он пишет: «Берлин не собирается больше выступать в роли простого вассала США, как того хотели бы некоторые «ястребы» и интеллектуалы вашингтонской администрации. Немцы не хотят больше соглашаться с намерениями Штатов подчинять своему влиянию целые страны, к примеру Сирию или Ливию... Предстоит заново выстраивать трансатлантические отношения, причем не между Берлином и Вашингтоном, а между Европой и Америкой. Именно выстраивать, а не устанавливать». Причиной этого, по мнению еженедельника, являются новые условия, возникшие после развала социалистического лагеря в 1989 году и, во-вторых, после теракта 11 сентября». «Цайт» считает, что если отношения между Германией и США испорчены, то отношения между Францией и США просто отравлены.
Интересно, как поведет себя путинская Россия в ближайшем будущем: встанет ли она на сторону «старой Европы» или будет играть роль подручного Вашингтона в его борьбе за мировое господство? Судя по всему, Кремль склоняется именно к тому, чтобы подыгрывать Белому дому. Как сообщали российские СМИ, министр обороны России С. Иванов, побывавший на той неделе в Вашингтоне, был принят в Белом доме и передал послание Путина Бушу. В послании, в частности, говорится, что российско-американское стратегическое партнерство «отвечает интересам всего мирового сообщества». А известный американский политолог Дмитрий Саймс придерживается другого мнения. Он на той неделе побывал в Москве, встречался с министром иностранных дел И. Ивановым, другими российскими должностными лицами. По завершении своего визита дал интервью «Независимой газете». В нем он, в частности, сказал, что после войны в Ираке «соответственно изменилась и динамика российско-американских отношений». «Россия не является сейчас равноправным партнером Америки. Как не является ни одна держава главным партнером США в глобальном плане». Саймс не спорил с определением, что «Россия становится шакалом при американском льве» («НГ», 22.05.2003).
Перед встречей «восьмерки» в Эвиане предстоит невиданное доселе паломничество более 40 высоких иностранных гостей в Петербург в связи с торжествами по случаю 300-летия Петербурга. Среди них будут и главы государств «восьмерки», в том числе Буш. Некоторые российские газеты писали, что у Путина была честолюбивая задумка устроить в Петербурге своего рода неофициальную «восьмерку», пользуясь этим случаем. Но другие члены клуба ему не подыграли, вежливо сославшись на то, что юбилей является достаточно значимым событием, чтобы отвлекать от него внимание встречей «восьмерки». У нас вызывает большое сомнение целесообразность вбухивания таких огромных средств в юбилей города, когда ощущается острая нехватка финансов на другие, более неотложные нужды. К тому же в угоду олигархам и иностранным гостям история Петербурга явно искажается. Замалчивается его славное революционное прошлое.
Василий САФРОНЧУК
blog comments powered by Disqus